Развитие детей раннего возраста
Первые три года жизни играют огромную роль в физическом и психическом развитии ребенка. Это время, когда он приобретает базовые физические навыки. У ребенка формируется речь, закладываются основы взаимодействия с другими людьми в социуме.
Становление личности малыша включает его физическое, психическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, художественно-творческое развитие. На этом этапе родителям очень важно не упустить драгоценное время и обеспечить малышу условия для познания окружающего мира.
Особенности физического и психического развития
Особенности моторики ребенка тесно связаны с его психологическим состоянием и речевым развитием. Хотя мы всегда ведем речь об индивидуальности каждого малыша, существуют определенные усредненные нормы, которым отвечает большинство детей в конкретном возрасте.
Родители не должны воспринимать этапы обучения ребенка буквально, но приведенные ниже нормы могут служить ориентиром при оценке развития своего сына или дочери.
Что умеет малыш в один год?
- хорошо ходит без опоры, начинает бегать, перешагивает через препятствия, делает первые попытки прыжков;
- пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно;
- знает свое имя и имена ближайших родственников;
- учится пользоваться горшком;
- выполняет несложные действия с игрушками;
- слушает чтение детских книжек взрослыми, рассматривает картинки;
- выполняет несложные поручения – принести куклу, подать мяч;
- машет ручкой «пока»;
- умеет произносить несколько слов, пытается подражать речи взрослых или старших детей, повторяет отдельные слова;
- умеет играть в несложные игры, например в «ладушки».
Период от одного до трех лет – это время, когда ребенок не сидит на месте и большую часть находится в движении. Малыш отличается большой любознательностью, стремится «исследовать» различные предметы и мебель в доме. Он уверенно держится на ногах, бегает, прыгает, пытается играть в активные игры, ездить на трехколесном велосипеде.
Период от двух до трех лет – это время активного становления речи малыша. Его словарный запас ежедневно пополняется, ребенок произносит не только отдельные слова, но и фразы из двух-трех слов.
Ребенок приобретает базовые навыки гигиены: под руководством взрослых может вымыть руки, пользуется салфеткой, начинает чистить зубы щеткой. К трем годам дети учатся раздеваться, одеваться, убирать за собой игрушки и складывать одежду.
Что умеет ребенок в три года?
- хорошо удерживает равновесие, поднимается на горку, прыгает и бегает;
- уверенно ест ложкой, учится есть вилкой и пользоваться другими столовыми приборами;
- умеет самостоятельно пользоваться горшком;
- стремится к играм и общению с другими детьми;
- знает названия животных, птиц, времен года, растений, овощей, фруктов, транспортных средств, геометрических фигур;
- называет главные цвета;
- умеет оперировать понятиями «много» – «мало», «большой» – «маленький», «высоко» – «низко»;
- умеет складывать пазлы, находить различия между картинками;
- уверенно держит в руке карандаш, проявляет интерес к рисованию, лепке из пластилина, вырезанию из цветной бумаги, конструированию;
- имеет большой словарный запас, произносит предложения из 3-4 слов;
- пользуется речью как средством общения;
- умеет рассказать о себе, знает адрес;
- рассказывает о прошедших событиях;
- умеет пересказать несложную сказку, хорошо запоминает стишки;
- учится считать.
Кризисы этого возраста
Становление личности малыша невозможно без преодоления так называемых возрастных кризисов, когда в поведении ребенка отмечают несвойственные ему ранее негативные изменения. Психологи выделяют два кризиса в этой возрастной категории: кризис одного года и трех лет. Рассмотрим их более подробно.
Кризис младенчества возникает на фоне формирования у ребенка навыков ходьбы и речи. Приобретая умение свободно передвигаться, малыш начинает активно исследовать мир, стремясь при этом к самостоятельности. Желания и стремления ребенка нередко вступают в противоречия с «нельзя» со стороны взрослых. Реакция на запреты со стороны малыша может быть бурной и сопровождаться капризами, отказом от выполнения просьб родителей, плачем, истериками.
Для кризиса трех лет характерны
- негативизм – ребенок отказывается от действий без четких причин, только потому, что этого хотят взрослые;
- своеволие – фраза «я сам» становится одной из любимых;
- отказ от привычного режима – ребенок не хочет ложиться спать вовремя, отказывается есть любимую еду, одеваться на прогулку;
- упрямство – ребенок может настаивать на совершении тех или иных действий без малейшей на то логики;
- критика взрослых – первое осознание того, что родители не идеальны;
- фантазии и фобии – ребенок может сочинять «страшные» истории о живущем под кроватью тигре или фантазировать о том, как он ухаживает за младшим братом или сестрой, некоторые дети начинают бояться темноты, болезни или «бабая».
Как лучше всего бороться с возрастными кризисами? Главное – это осознать, что они неизбежны и научиться спокойно относиться к этому явлению. Родители не должны обвинять себя в том, что они неправильно воспитывают ребенка. Недопустимым будет наказывать ребенка.
Главные методы борьбы с кризисом – это умение договариваться с малышом, находить способы переключения его внимания, объяснять спокойным тоном последствия негативного поведения. Родители должны научиться проявлять максимум терпения и выдержки, обеспечить режим дня ребенка. Для того, чтобы достичь успеха, необходимо придерживаться одних и тех же правил со стороны обоих родителей.
Стили воспитания в семье
В каждой семье действуют свои правила и порядки, но можно выделить четыре наиболее распространенных стиля воспитания.
- АвторитарныйРодители исповедуют строгость и полный контроль над действиями ребенка. В семье процветают окрики, запреты, физическое насилие, принуждение. При этом родители убеждены, что подчиняя себе волю ребенка, они действуют ему во благо. На самом деле, проживание в атмосфере крика и страха формирует у малыша неуверенность в себе, комплексы неполноценности, склонность к конфликтности.
- Попустительский (либеральный)В отличие от предыдущего стиля воспитания, либеральное отношение родителей к своим обязанностям допускает полную вседозволенность. Взрослые выполняют все желания сына или дочери, не отказывая ему ни в чем. Полное отсутствие запретов и ограничений приводят к неумению ребенка адаптироваться к нахождению в детском коллективе. Любые правила или ограничения вызывают у малыша протест и стремление к неподчинению.
- ИндифферентныйРодители заняты зарабатыванием денег или карьерой, а ребенок предоставлен сам себе. В этом случае родители часто заменяют живое общение дорогими подарками. Но малыш при этом чувствует свою ненужность и начинает постепенно отдаляться от других членов семьи. В дальнейшем такие дети рано уезжают из дома, испытывают сложности в создании собственной семьи.
- ДемократическийВ воспитании ребенка родители придерживаются принципов учета интересов малыша, уважения его прав, поддержки стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению. В процессе воспитания дети и взрослые учатся уважать мнение и желание друг друга, демонстрируют взаимодоверие. Родители умеют признавать ошибки и при необходимости просить прощения у своих детей.
Польза и вред раннего развития
Раннее развитие – это одна из самых популярных тем обсуждения молодых родителей. На многочисленных форумах можно ознакомиться с опытом мам, которые много времени уделяют как физическому, так и психологическому развитию. Если раньше большинство детей учились читать и писать в школе, то сейчас читающий ребенок в четыре года и даже раньше уже не вызывает удивления.
Раннее развитие, без сомнения, приносит большую пользу ребенку, но и здесь нужно соблюдать меру. Зачастую родители стремятся к количественным, а не качественным показателям. Ребенок может заучить наизусть стихотворения, не понимая их смысла или выучить названия пород собак, но не зная при этом, чем накормить собственного щенка.
Чрезмерные нагрузки на ребенка приводят к его усталости и потере интереса к дальнейшему обучению. Многие «вундеркинды» испытывают скуку и равнодушие при выполнении школьных заданий, нарушают дисциплину на занятиях, демонстрируют негативизм.
К наиболее гармоничным методикам раннего развития, которые учитывают возрастные потребности и интересы ребенка, относятся методики Марии Монтессори, Глена Домана семьи Никитиных, «Вальдорфская педагогика», «Школа семи гномов». Они предусматривают не только интеллектуальное, но и физическое развитие детей.
- Методика Марии Монтессори главным считает самостоятельность ребенка в обучении. Задача воспитателя – создать гармоничные условия для того, чтобы ребенок мог проявить максимум своих умений и способностей. По мнению Монтессори период до 6 лет является главным в формировании интеллектуального развития. Занятия по этой методике проводятся в специально созданных игровых зонах, где ребенок в индивидуальном темпе познает мир, приобретает необходимые навыки самообслуживания, выполняет физические упражнения.
- Методика Глена Домана разработана американским врачом-нейрофизиологом. Изначально она создавалась для детей с нарушениями мозговой деятельности, но в дальнейшем стала применяться и для здоровых малышей. Главный принцип методики – это развитие творческого потенциала. Основные правила:
- начинать заниматься с малышом как можно раньше;
- радоваться и хвалить за любое достижение;
- строить занятия на уважении и доверии;
- учить тогда, когда процесс нравится обоим;
- делать занятия регулярными;
- чаще вводить новый материал;
- отказаться от контроля знаний ребенка и получать удовольствие от обучения.
- Пользуется популярностью методика семьи Никитиных. Ее главные принципы – физическое развитие, включающее закаливание и здоровую пищу, участие родителей в занятиях, полная свобода выбора занятий, применение развивающих пособий, головоломок, игр, способствующих раннему интеллектуальному развитию. Несмотря на то, что методика подвергалась критике, все семь детей семьи Никитиных выросли здоровыми и физически крепкими, демонстрируя высокий уровень развития уже в дошкольном возрасте.
Отставание в развитии детей
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но значительные отклонения от усредненных норм дают основание врачу поставить диагноз «задержка психического» или «психо-речевого развития». До года речь ведут о задержке физического развития.
Причины отставания могут быть самые разные. Некоторые дети сразу после рождения развиваются со значительной задержкой, другие могут соответствовать норме до года или больше, но потом проявлять «откат» в развитии.
К причинам, провоцирующим отставание в развитии, относятся
- патологическое протекание беременности – тяжелые формы токсикоза, внутриутробные инфекции, гипоксия плода;
- родовые травмы, преждевременные или патологические роды;
- перенесенные в раннем возрасте инфекционные и другие заболевания;
- генетическая обусловленность.
Существуют также социальные причины задержки психо-речевого развития. В этом случае можно вести речь о педагогической запущенности ребенка, когда малышу не уделялось должное внимание, если ребенок жил в неблагоприятных условиях. Гиперопека, чрезмерная тревожность родителей по отношению к ребенку также может вызвать отставание в психо-эмоциональной сфере.
Дети, отстающие в развитии, поздно начинают сидеть, ходить, понимать речь взрослых. Главный симптом задержки – это позднее формирование речи. Если ребенок не говорит к двум годам, возможно речь идет о его индивидуальных особенностях, но отсутствие речи в три года и позже свидетельствует о серьезном отставании, которое обязательно требует лечения и коррекции.
Дети с задержкой в развитии плохо взаимодействуют с другими детьми. Неумение общаться вызывает капризы, импульсивность, внушаемость, неумение отстоять свои интересы. Такие дети часто впадают в истерики, могут проявлять агрессию по отношению к другим людям и к себе (бить себя по лицу, вырывать волосы). В будущем они несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, эгоцентричны, инфантильны, чрезмерно зависят от окружающих их взрослых людей.
Если ребенок отстает в развитии, нельзя ожидать чуда, надеяться на то, что он «перерастет», убеждать себя в том, что он «ленится». Ребенок нуждается в наблюдении и консультациях невролога, психолога, логопеда, дефектолога, а в ряде случаев психиатра. Маленьким пациентам потребуется медикаментозная терапия и занятия, направленные на коррекцию поведения.
Занятия и игры с детьми
На любом этапе развития ребенка большое значение имеют подвижные и сюжетно-ролевые игры. Их задача – обеспечить гармоничное развитие, поддерживать правильное формирование мелкой моторики, повышать мотивацию к познанию окружающего мира. При выборе игр нужно стремиться к тому, чтобы малыш не был стеснен в движениях и имел возможность выплеснуть свою энергию.
Правильно подобранные игры способствуют развитию фантазии и творческого самовыражения ребенка. Совместные игры со сверстниками помогают успешно войти в социум, найти друзей, учат малыша создавать игровые ситуации самостоятельно.
Обучение на раннем этапе также должно носить игровой характер, отвечать возрастным интересам и потребностям малышей. Примеры игр:
- Лабиринт для пальчикаНа листе бумаги рисуют запутанную дорожку. Ребенку дают задание пальчиком провести сказочного героя в его домик. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку различные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.
- Поезд из катушекДля игры потребуется плотная нить и катушки разного цвета. Их нанизывают на нить, называя цвета. Игра способствует формированию мелкой моторики руки. Когда все катушки будут надеты, конец нити завязывают и играют в поезд.
- Пять человечковРассказать ребенку о том, что его пальцы – это пять человечков. Дотрагиваясь поочередно к каждому из них, рассказывать стишок или небольшой рассказ о том, что «делает» и «любит» человечек. Можно изобразить из них членов семьи: маму, папу и трех детей.
- За покупкамиПри помощи картинок или предметов-игрушек сделать «магазин». Попросить ребенка найти и «купить» нужные вещи, называя их при этом. Детей постарше можно просить называть качества предметов (большой, круглый, длинный). Игра способствует развитию внимания, памяти, умению выделять качества предметов.
- Веселая зверюшкаРебенку дают игрушечного зайца или мишку и просят его повторять за взрослыми движения. Игра развивает внимание, координацию движений, моторику руки.
Комментарии