Процесс развития детей
Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать рост и развитие ребёнка. Сначала вы воспринимаете это просто как увеличение в размерах. Затем, когда младенец начинает совершать какие-то действия, можно воспринимать это как «постижение некоторых человеческих премудростей».
Несколько недель спустя у зародышей, находящихся в теплой амниотической жидкости, обнаруживаются жабры, как у рыб, и хвосты, как у амфибий. К концу первого года жизни, когда младенцы учатся вставать на ноги, они тем самым отдают дань памяти нашим предкам, которые встали с четверенек и научились пользоваться пальцами.
Как клетка превращается в ребенка и как ребенок учится ходить, говорить и мыслить?
Этот вопрос занимал человечество почти с начала времен, так как он обращен к вечным проблемам: кто мы, зачем мы появились, куда мы идем? Учёные, занимающиеся вопросами возрастной психологии, провели детальные научные исследования с целью изучения развития детей, благодаря чему мы многое узнали. Но значительно большая часть вопросов так и осталась без ответа. В некоторых аспектах развитие человека представляет собой простой и ясный процесс, протекающий по законам, которые можно понять при помощи здравого смысла. В то же время оно является самым сложным и таинственным процессом на земле.
В этом разделе я хотел бы обсудить некоторые научные факты и выводы о развитии детей, чтобы стимулировать ваш интерес и увлеченность процессом развития вашего ребенка. В этом процессе вы будете и свидетелем, и действующим лицом, которое окажет большое влияние на ожидаемый результат.
Развитие мозга ребенка
Из всех открытий конца двадцатого столетия, касающихся детского развития, нет, пожалуй, ни одного более удивительного, чем то, как опыт маленького ребенка изменяет развитие клеток его мозга. На протяжении десятилетий ученые считали, что человеческий мозг формируется исключительно в соответствии с генетическим кодом. Все предопределяет биология. Мозг формируется только в соответствии с приказами генов. Реальная картина оказалась куда более интересной и сложной.
Вначале отметим, что мозг состоит из 100 миллиардов нервных клеток (нейронов), каждая из которых соединена с 10 000 других. Каждая клетка может посылать своим соседям до 100 сигналов в секунду. Как видите, возможное число взаимосвязей между нервными клетками мозга не поддается измерению. Оказывается, взаимосвязи нервных клеток — ученые называют это архитектурой мозга — в значительной степени определяются впечатлениями малыша, которые он получает из окружающего мира.
Это исключительно важное открытие: окружающая ребенка среда фактически определяет структуру его мозга. Теперь мы понимаем, что ощущения и опыт раннего детства, особенно в первые годы жизни, когда мозг растет и взаимосвязи между нервными клетками могут устанавливаться с очень высокой скоростью, реально изменяют структуру мозга. Позже, когда мозг перестает расти (в какой-то период детства), дело уже сделано и выбор определен. Это не значит, что процесс развития прекращается, но означает, что сложность и возможности мозга уже в значительной степени заданы.
Пользуясь компьютерным языком, можно сказать, что жесткий диск создан и ждет программирования. Теперь мы должны наилучшим образом распорядиться тем, что имеем: решающий период развития мозга завершен. Сильные связанные с положительными эмоциями впечатления и ощущения способствуют укреплению определенных сложных взаимосвязей в мозге.
Отрицательные ощущения также усиливают определенные связи, даже нежелательные для нас, например, связывают чувство страха с каким-то звуком или запахом. Недостаток возбудителей приводит к уменьшению числа связей и, соответственно, к снижению сложности нейронной сети мозга. Дети, которые растут в семьях, где царят тревога и натянутость отношений, отличаются пониженной способностью контролировать свои чувства. Они также легко поддаются воздействию своих эмоций. Это частично объясняет, почему дети из семей, где к ним проявляют заботу и внимание, по-видимому, более удачливы во всех жизненных аспектах по сравнению с детьми, о которых меньше заботились.
Ученые считают, что ранние впечатления и ощущения играют существенную роль в длительном процессе развития, поэтому дело воспитания ребенка с самого начала является жизненно важным не только для него и для семьи, но и для всего общества в целом.
Супердети? Это новое понятие вовсе не означает, что мы можем (или должны) стремиться вырастить супердетей путем постоянной стимуляции и обучения, начиная с самого их рождения.
Что такое развитие детей?
Рассуждая о детском развитии, психологи обычно начинают с разделения этого процесса на умственное развитие и развитие моторики. Умственное развитие включает развитие познавательных способностей (то, как мы учимся понимать и осознавать мир), эмоциональное и языковое развитие. Развитие моторики часто подразделяют на развитие основных моторных навыков (учиться сидеть, ходить, лазить) и тонких моторных навыков (брать небольшие предметы или держать карандаш). Эти аспекты детского развития составляют его содержание, т. е. что делает ребенок и когда. Содержание развития стало толчком к новым исследованиям, целью которых было узнать, например, когда средний ребенок начинает ходить или говорить.
Существуют таблицы развития, с которыми вы можете свериться, чтобы установить, делает ли ваш ребенок в точности то, что «предполагается», и когда он предположительно будет это делать. Прежде всего, модель развития каждого младенца и ребенка отличается от любой другой. Один может сильно опережать сверстников по крепости тела и координации – нечто вроде ребенка-атлета. В то же время он может отставать в навыке точных действий или в речи. Дети, которые позже хорошо успевают в школе, могут вначале иметь замедленное развитие речи.
Точно так же дети средних способностей на ранней стадии развития могут показаться талантливыми. Я считаю большой ошибкой неотступно и точно отмечать, когда достигается та или иная веха в развитии по сравнению с так называемым средним ребенком. Самое главное, чтобы общая модель развития ребенка была поступательно прогрессивной. Кроме того, развитие обладает свойством двигаться вперед и возвращаться назад скачками. Зачастую как раз перед шагом вперед происходит замедление развития. Родители не должны тревожиться, когда отмечается регресс, и пытаться ускорять достижения.
Реальная долгосрочная польза от целенаправленных усилий научить ребенка рано ходить, говорить или читать не подтвердилась. Зато они могут вызвать различные проблемы. Детям нужна обстановка, которая способствует достижению следующего этапа в их развитии, но не подталкивает к нему насильно. Как все родители, вы наблюдаете за ростом и развитием вашего ребенка со смешанными чувствами.
Когда он быстро продвигается вперед, вы гордитесь им и собой, тем, что произвели его на свет. Когда ребенок испытывает восторг в ходе своих новых свершений и открывает удивительный мир вокруг себя, вы заново переживаете самый радостный период своего детства. Но вас может охватить беспокойство при малейших признаках того, что ребенок перестает держаться на уровне или отстает от других знакомых вам детей. Вы ощущаете не только озабоченность, но и смутную вину, как будто прикладываете недостаточно усилий.
Так устроены все хорошие родители. Малейшее отступление от нормы заставляет их задуматься, правильно ли они воспитывают ребенка, какова его наследственность, не влияет ли на него их собственная вина в прошлом. Помните, что модель раннего развития вашего ребенка уникальна и в большей степени обусловлена его характером, чем обучением (при наличии, конечно, достаточно благоприятной и способствующей обучению среды). Просто он растет и развивается с нормальной собственной скоростью. В любом случае проконсультируйтесь по поводу задержек в развитии, которые вас беспокоят, у педиатра или практикующей медсестры. Пусть развитие ребенка доставляет вам радость. Я надеюсь, что каждый этап развития ребенка доставляет вам радость, наступает ли он немного раньше или чуть позднее. Небольшие различия только в вашу пользу – развитие ребенка идет вполне нормально.
Комментарии